Какова главная мысль текста ровное наследство

Vuz-24.ru

Материалы в помощь студентам и научным работникам

Итоговая комплексная работа 4 класс вариант 1

Итоговая комплексная работа 4 класс вариант 1 – Итоговая аттестация – промежуточная аттестация

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят. Она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.Один раз мать сидела у окна и плакала. К окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет. Она сказала:
— Как мне не плакать. Оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.
Странник сказал:
— Твоему горю легко помочь. Поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.
Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам. А старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.
Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение. А младший выучился наживать на
чужой стороне и стал богат.

1. Выберите к какому виду относится сказка Л.Н. Толстого.
1) волшебная
2) бытовая
3) фантастическая
4) о животных

2. Подчеркните в тексте ответ на вопрос:
Какой совет дал купчихе странник?

3. Выпишите из текста по три слова.

Имя существительное-
Имя прилагательное-
Глагол-

4. Решите задачу.

Отец оставил старшему сыну наследство, которое приносило в месяц 11 500 000 рублей дохода. Ежедневно сын купца тратил по 300 000 рублей. Сколько денег останется через 15 дней?

5. Объясните значение слова «мастерства».Выберите пословицу, которая не соответствует морали сказки.

А) Знание лучше богатства.
Б) Сытое брюхо к ученью глухо.
В) Грамоте учиться – всегда пригодится.
Г) Не хочу учиться, хочу жениться.

6. Один из сыновей купца выучился разным профессиям. Подумайте и запишите, какое право, закреплённое в Конституции Российской Федерации, может использовать человек, имеющий профессию.

А) Право на отдых
Б) Право на защиту своего имущества
В) Право на труд
Г) Право на жизнь

7. Какой человек будет успешным в жизни? Ответ докажите примером из текста.

8. К какому жанру относится прочитанный текст?

1) Рассказ.
2) Стихотворение.
3) Сказка.
4) Басня.

9. Составьте и запишите план прочитанного текста.

10. Выпишите из первого абзаца 3 слова с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне слова». Напишите проверочные слова.

11. Решите задачу.
В прошлом месяце доход от торговли составлял 1200 руб. Теперь он понизился на 4/10 этой суммы. Каков доход от торговли в этом месяце?

12. Какова главная мысль текста? Запишите.

13. Выпишите из текста предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением.

14. Определите верную последовательность событий, происходящих в рассказе. Расставьте цифры по порядку.
___ Странник даёт совет купчихе.
___ Купец хочет оставить наследство старшему сыну.
___ Младший сын купца отправляется учиться.
___ Купчиха плачет у окна.
___ Старший сын становится бедным.
___ Мать объявляет сыновьям волю отца.

15. Как вы понимаете слово «ровное»?
Запишите 1–2 «ровных» математических выражения.

16. Какой частью речи является выделенное слово в предложении?
Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

17. Объясните роль Ъ и Ь в выделенных словах этого предложения.
Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому.

18. Прочитайте названия профессий. Выпишите отдельно старинные и современные профессии.
Прачка, эколог, трубочист, бухгалтер, ямщик, крановщик, коробейник, машинист, брадобрей, фотограф, скоморох, космонавт, писарь, программист.

19. Раньше так называли купца, торговца, преимущественно иностранного, заморского. А сейчас это знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме. Догадайтесь по смыслу или вспомните, кто это.

1. 2) бытовая
2. Поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.
3. Свободный ответ.
Имя существительное-наследство, странник, имение
Имя прилагательное-старший, меньшому, чужие
Глагол-ушел, отдать, плачет
4. 4 000 000
5. Мастерства — науки, профессии.
Г)Не хочу учиться, хочу жениться.
6. Право на труд.
7. Свободный ответ.
8. Басня.
9. Свободный ответ.
10. Хотел — хочет, жалела — жалость, просила — просит.

11. 720 рублей.
12. Человек должен обязательно иметь профессию.
13. Она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей.
14.
3. Странник даёт совет купчихе.
1. Купец хочет оставить наследство старшему сыну.
5. Младший сын купца отправляется учиться.
2. Купчиха плачет у окна.
6. Старший сын становится бедным.
4. Мать объявляет сыновьям волю отца.
15. Одинаковое.
Далее — свободный ответ.
16. Местоимение.
17. Объявлять — показатель мягкости, сыновьям — разделительный, помочь — на конце глаголов, меньшому — показатель мягкости.
18.Старинные профессии:
Прачка, трубочист, ямщик, брадобрей, скоморох, писарь, коробейник
Современные профессии:
Эколог, бухгалтер, крановщик, машинист, фотограф, космонавт, программист
19. Гость.

Толстой Ровное наследство — Рассказ

Комплексная работа ровное наследство ответы

» Образец заявления на наследство 15 февраля 2019 года

— 16-17 . . — ( 35-40 ) — 117 . — 40 .

1 КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА на основе единого текста. 3 класс. 1 полугодие. 1. Прочитай текст и выполни задания. Коньки купили не напрасно Виктор Голявкин Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке. И, наверное, ржавели. Я очень хотел научиться кататься. У нас во дворе все умеют кататься. Даже маленький Шурик умеет.

Мне было стыдно выйти с коньками. Все смеяться будут. Пусть уж лучше коньки ржавеют! Однажды папа сказал мне: Коньки я тебе купил напрасно! И это было справедливо. Я взял коньки, надел их и вышел во двор. Каток был полон. Кто-то смеялся. Начинается! подумал я. Но ничего не начиналось. Меня пока не замечали.

Я вышел на лёд и упал на спину. Сейчас начнётся, подумал я. С трудом поднялся. Мне было трудно стоять на льду. Я не двигался с места. Но самое удивительное было то, что никто, абсолютно никто не смеялся, не показывал на меня пальцем, а, наоборот, Маша Кошкина подбежала ко мне и сказала: Дай руку! И хотя я упал ещё два раза, а всё равно был доволен. И я сказал Маше Кошкиной: Спасибо, Маша! Ты научила меня кататься. А она сказала: Ой, что ты, что ты, я только тебя держала за руку.

2 ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1. Как ты думаешь, о чём главном хотел рассказать автор в своём рассказе? Отметь верный ответ. От чего ржавеют коньки. Как надо учиться кататься на коньках. Друзья познаются в беде. 2. Почему герой рассказа был доволен катанием, даже после того, как упал? Напиши своё мнение. 3.

Читать еще:  Как оформить участок в собственность по наследству

Укажи цифрами порядок событий в тексте. Это ты составил(а) план текста. -Спасибо, Маша! Ты научила меня кататься на коньках. Коньки купили мне напрасно. Я не умел кататься на коньках. Я взял коньки, надел их и вышел во двор. 4. Отметь знаком, кто рассказчик: ребёнок взрослый 5. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.

3 ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, чего не умел делать герой произведения. Подчеркни в этом предложении глаголы двумя чертами. 2. В каком слове звуков больше, чем букв? коньки умеет напрасно 3. Проведи цветные линии от слов к орфограммам. Удвоенная согласная буква лёд Разделительный мягкий знак коньки Мягкий знак- показатель мягкости вьюга Заглавная буква в собственных именах Маша Раздельное написание частицы НЕ с глаголами у девочки Звонкие/глухие парные согласные на конце слова смешной Проверяемый безударный гласный в корне слова длинный Безударное падежное окончание имён существительных не замечали 4.

Разбери по составу слова: мороз, маленький, рассказ. Подбери три однокоренных слова к слову зима. 5. Прочитай словосочетания, запиши в скобочках падеж у имён существительных. Не умел кататься на коньках ( ), Катались во дворе ( ), Выйти с коньками ( ), Купил коньки ( ), Стоять на льду ( ), Показал пальцем ( ), Лежали на чердаке( ). 6.

4 6. Подбери к данным словосочетаниям антонимичные(противоположные по смыслу) словосочетания. Короткие дни-, Зимним утром-, Голодно зимой-. ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 1. Посчитай количество слов в первом предложении и количество слов в последнем предложении. Выполни разностное сравнение этих чисел. Запиши решение и ответ. Ответ. 2.

Зимние каникулы начались у школьников 29 декабря, а закончатся 11 января. Напиши, сколько дней длятся каникулы? 3. Металлические коньки впервые появились боле трёхсот лет назад. Молодой царь Пётр I своими руками выковал для себя железные коньки. А как он их называл, ты узнаешь, расшифровав слово. Для этого нужно выполнить вычисления, а затем заменить получившиеся числа буквами = C 10 9= О 100-2= К = Е 88-11= Р 23 3= Ы 9 9= Д 80 9= П (35-5):2= Ч 6 9 4= Х Маша на льду изобразила геометрические фигуры. Подпиши названия углов, которые получились у Маши на льду.

6 4. Отметь место, куда может пойти герой рассказа с Машей Кошкиной, чтобы посмотреть соревнования по фигурному катанию. 5. Катаясь на коньках, герой рассказа два раза упал и ударился лбом об лёд. У него ушиб. Какую первую помощь ему может оказать маша Кошкина? Соедини линией повреждения кожи и рекомендации, которые нужно выполнить.

УШИБ РАНКА ОЖОГ ОБМОРОЖЕНИЕ Промыть чистой водой, смазать кожу вокруг йодом или зелёнкой, перевязать Полить большим количеством холодной воды Растирать сухой варежкой, платком или рукой Приложить что-нибудь холодное 6. Отметь знаком прибор для измерения температуры. 7. Определи по рисунку, какую температуру он покажет в этот день.

1 КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА. 4 класс КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА. 4 класс (самооценка) (самооценка знаний по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) РОВНОЕ НАСЛЕДСТВО (басня) Лев Николаевич Толстой У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец все своё наследство хотел отдать ему.

оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь семейному горю. Странник сказал: Твоему горю легко помочь поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился выживать на чужой стороне и стал богат. 1

2 Прочитай текст не менее трёх раз и постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку. Часть 1 1. Выберите героя, которого нет в сказке Л.Н. Толстого. Обведите нужную цифру. 1) Купец. 2) Дочь. 3) Странник. 4) Сыновья. 2. Подчеркни в тексте одной чертой ответ на вопрос: -Какой совет дал купчихе странник? 3.

Заполни таблицу словами из текста. Выпиши по 3 таких слова. Выдели окончания и определи признаки каждого слова по образцу. Имя существительное Имя прилагательное Глагол Ед.ч. м.р, И.п. 2 скл. Странник ОБРАЗЕЦ: ж.р. Р.п. до особого (времени) Прочитай числа и запиши их рядом. ед.ч. буд. вр. 3 л. спр.

3 6. Запиши значение выражения выучился мастерствам. Если нужно, перечитай текст ещё раз. 7. Составь и запиши план прочитанного текста. 8. Выпиши из первого абзаца 3 слова с орфограммой проверяемая безударная гласная в корне слова. Рядом напишите проверочные слова, выделите корень слова, подчеркните орфограммы. Часть 2 9.

Прочитай и реши задачу. В прошлом месяце цена товара составляла 1200 рублей. Теперь цена понизилась на 1/10 этой суммы. Какова теперь цена товара? 10. Запиши тему текста (о чём?). Запиши главную мысль текста(чему учит быль?) Я считаю, что. 11. Выпиши из текста 3 личных местоимения, укажи их признаки (по образцу): их — (нач. форма- они), 3л,мн.ч. Р.п. 3

4 12. Найди и подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Подпиши сверху над словами части речи. Купец её послушал и не объявил своего решения. Один раз мать сидела у окна и плакала. 13. Определи верную последовательность событий, происходящих в рассказе. Расставь номер предложений по порядку.

Странник даёт совет купчихе. Купец хочет оставить наследство старшему сыну. Младший сын купца отправляется учиться. Купчиха плачет у окна. Старший сын становится бедным. Мать объявляет сыновьям волю отца. 14. Как ты понимаешь смысл выражения ровное наследство? Запиши: 15. Запиши 3 ровных математических выражения. 16.

5 18. Прочитайте задачи. Решите две задачи по выбору. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА. 4 класс (самооценка) 1) Скорость восхождения в гору 1 м/с, а с горы 3 м/с. На сколько секунд быстрее спустится человек с горы высотой 3300 м, чем поднимется на неё? Ответ вырази в минутах. 2) Высота горы 1234 м, в первый день туристы поднялись на 220 м, во второй день прошли вдвое больше, а остальной путь преодолели за третий день.

Какое расстояние прошли туристы в третий день? 3) Найди периметр горы, имеющей форму треугольника, если известно, что длина склона горы 1100 м, а её основание 400 м. 19. Дополни таблицу примерами из текста. Выпиши 3 слова, которые соответствуют схеме в таблице. слово приставка корень суффикс окончание наследство на- -след- -ств- -о разделят сыновьям просила 5

Ровное наследство

  • 167
Читать еще:  Закон о наследстве до 2001 года

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Толстой Лев Николаевич

Лев Николаевич Толстой

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошел странник и спросил, о чём она плачет. Она сказала:

— Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

— Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие ст.

Отзывы

Популярные книги

  • 50529
  • 2
  • 2

«Психология влияния» — одно из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, мен.

Психология влияния

  • 54394
  • 4
  • 1

Стивен Чбоски Хорошо быть тихоней Посвящается моей семье Благодарности По поводу всех, кт.

Хорошо быть тихоней

  • 32647
  • 3

Кира Касс ОТБОР Привет, пап! (машет лапкой) ГЛАВА 1 Когда мы получили письмо, мама была.

Отбор

  • 28270
  • 3
  • 1

Луиза ХЕЙ КАК ИСЦЕЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ Мои некоторые мысли: 1. Мы несем 100-процентную ответственност.

Исцели свою жизнь

  • 50705
  • 5
  • 44

Гузель Яхина Зулейха открывает глаза Книга публикуется по соглашению с литературным агентством .

Зулейха открывает глаза

  • 45336
  • 2
  • 3

Пираты, превращение в зверя и возврат к жизни, неизвестность и непонимание, страх и боль – он вытерп.

Подготовка

Здравствуй уважаемый читатель. Книга «Ровное наследство» Толстой Лев Николаевич относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. «Ровное наследство» Толстой Лев Николаевич читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 167

Новинки

Здоровье ребенка в первую очередь зависит от правильного питания. К рациону вашего малыша следует .

Готовим для детей от 6 месяцев до 3 лет

Здоровье ребенка в первую очередь зависит от правильного питания. К рациону вашего малыша следует .

Что такое основная мысль текста и как ее определить

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

Читать еще:  Пакет документов для оформления наследства после смерти родителей

Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

1. Прочитать текст и определить его тему:

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

1. Был жаркий день.

4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

4. Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

2. Пушистая охотница.

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ссылка на основную публикацию