Кто не имел право на наследство в афинах

НАСЛЕДОВАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.

Брак и семья — важнейшие институты гражданского права — в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древнем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — такое обычно определение давали афиняне своим женам. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, заключаемый между женихом и главой семьи невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки.

Существовало 2 формы брака:

обычная, т.е. указанный договор,

«перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы).

Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Получая жену, муж получал также в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права.

После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.

Власть домовладыки была весьма значительной. Отец, при малейшей непочтительности к себе со стороны детей, мог лишить их наследства.

РАЗВОД для мужа был свободным, а для женщин, занимающих подчиненное положение в семье – сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода. Если причины были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом, муж возвращал жене приданое.

Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.

В период развития афинского права было 2 типа наследования:

По закону, наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.

Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников — детей не было.

ЗАВЕЩАНИЕ считалось ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, если завещатель при его составлении:

— находился в здравом уме

— не подвергался физическому или психическому насилию.

Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать:

однако их имущество переходило к их наследникам по закону.

Несомненно, позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак). Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8842 — | 7193 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Залоговое право

Залог в Афинах – срочный договор купли-продажи, при котором покупается наличность. Вещь переходила залогодержателю в собственность, единственное ограничение – срок, по истечении которого – полная собственность на вещь.

Залогодержатель мог сдать вещь самому залогодателю по 10% суммы долга, мог перепродать залог 3 лицу. Перезаклад только с согласия кредитора.

Залог устанавливался по договору займа, хотя иногда залог требовался с ответчиков в суде – метэков и иностранцев, требовался также в делах о наследстве.

Когда речь шла о свидетельстве в деле о наследстве, мог установиться иск о лжесвидетельстве, обеспеченный 1/10 наследственной масссы.

Также залог мог равнятся сумме долга с процентами, который при неуплате переходил в собственность кредитора.

Доказательство залога на землю – особые камни (которые Солон скинул с земли афинян). Надпись на камне – «участок продан с правом выкупа».

Читать еще:  Имеет ли разведенная жена право на наследство

О сервитутах ничего не известно.

Различалось 3 вида залога:

1)Залог недвижимости prasis epi lysei (fiducia)

2)Залог движимости enehuron (pignus)

Обязательственное право

Договор купли продажи – сущ. условие – уплата цены. Скрытый продавцом недостаток вещи или раба вел к ничтожности сделки. Форма договора устная, но для к.-п. земли и недвижимости требовалась письменная форма, далее документ предоставлялся архонту. Он уведомлял граждан о сделке.

Продажи в кредит не было.

Договор займа – регламентировался Солоном. Запрет распространять имущественные требования на личность должника. Ставка – 1% в месяц. Обеспечивался залогом и заключался в письменной форме. Иски рассматривались у судей месячных тяжб – исагонов.

Договор дарения – узаконено Солоном. Совершал только собственник, полностью дееспособный. При малейшем пороке воли дарителя – договор уничтожался.

Договор найма – часто выступало гос-во. Архонт – басилевс мог сдавать в аренду участки земли храмов. Письменная форма – обязательна, договор – срочный.

Отдельный договор – найм жилого помещения. Также был поднаем – выгодно сдать дом ген. наемщику (часто вольноотпущенник), который был управляющим дома и сдавал жилье.

Dike enoikion – наем жилого помещения

Dike karpou – наем земли.

Договор поручительства – существовал, но форма его – неизвестна.

Нарушение всех видов обязательства преследовалось по общему иску dike blabes (иск о причинении вреда).

Брачно-семейное право

Патриархальная семья – глава семьи кир (kyrios) –«господин», «надзиратель» (как paterfamilias). Нес ответственность за жену и детей, они в полной его власти, но у него права на их жизнь и смерть не было. В случае смерти кира – жена переходила под власть кира, которого назначали опекуном детей. Также она могла вернутся к владыке, который выдал её замуж.

Больше всего власти у кира в имущественных вопросах – даже управление приданным супруги. Однако его наследовали только её дети. Сделки совершенные женой незаконны, кроме тех, которые стоили до 1 медимна ячменя.

Глава семьи – глава семейного культа. В основном это имело значение для обряда признания детей от брака – своими. На 10 день после рождения – специальный обряд dekate – признание, если его обманули – актом apokeryxis брал признание назад. Для статуса законнорожденного важно было формальное заключение брака engue.

Обязательное условие законности брачной связи – заключение брачного контракта с киром (опекуном) женщины. «Я, имярек, передаю мою дочь (сестру и т.п. тебе). Совершеннолетние женщины-сироты под властью ближайшего родственника-мужчины, если такового нет – под властью специального архонта.

Браки с метэками и иностранцами могли преследоваться.

Развод могли требовать обе стороны, у мужа больше свободы – отсылал жену к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданное муж возвращал в обоих случаях. Основание – неверность. Дети всегда у отца. Мужу дозволялось свободно убить любовника жены, если заставал их вместе.

Либеральное отношение брака к инцесту, запрет связи с прямыми нисходящими и восходящими родственниками. Безбрачие преследовалось – незначительная атимия, запрет быть оратором или стратегом.

Был институт организованной проституции. Hetaira – могла быть и конкубиной и porne – обычная проститутка. Могли быть свободными и несвободными. Если свободные, то обычно не гражданки Афин. Дети наложниц – не наследники, если не получали самостоятельных гражданских прав.

Развитие права в Древних Афинах.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Драконт включил в законы ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Например, отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности,

устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность.

В начале VI в. до н. э. большая законодательная работа в Афинах была проведена Солоном. В V—IV вв. до н. э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступают задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Читать еще:  Подсудность по месту открытия наследства

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства). Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. В области уголовного права Законы Драконта отличались особой жестокостью. Цель наказания заключалась в причинении страданий преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека — его простат, за раба — его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения не поступали, судьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 334 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

40. Брачно-семейное право Афин.

Глава семьи (kyrios) – «господин», «надзиратель» = paterfamilias. Кир нес от­ветственность за жену и детей, поэтому они находились в его полной власти, однако права на их жизнь и смерть в Афинах он никогда не имел.

Больше всего власть главы семейства проявлялась в имуще­ственных вопросах. Он распоряжался всем имуществом семьи, включая приданое супруги. Но после ее смерти наследовать его могли только ее дети. Жена могла совершать только мелкие сделки: остальные сделки — недействительны, т. к. она находилась под властью мужа.

Глава семьи был еще и главой семейного культа. Обряд признания детей от данного брака своими. Если обнаруживалось, что он был обманут, он брал свое признание назад. Для статуса законноро­жденного очень важно было формальное заключение брака.

Афинах брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а иногда и преследовались. Обязатель­ное условие законности брака — заключение брач­ного контракта с киром (опекуном) женщины. Суть контракта — переход под власть нового господина — мужа. + устанавливался размер приданого и т. п.

Развод — известен. Инициато­ром могли быть обе стороны. Но муж имел больше сво­боды: достаточно отослать же­ну в дом к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Муж мог свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

Либеральное отношение к инцесту. Но запрещались брачные связи с прямыми нисходящими и восходящими (с боковыми родственниками – можно). Безбрачие преследовалось. Существование левирата.

Недостаток законных невест компенсировался в Афинах институтом организованной проституции. Проституток закон разделял на два вида: гетэра (могла быть и конкубиной) и porne — обычная проститутка. Статус и тех и других мог быть свободным или несвободным. Если — сво­бодные, то, как правило, не гражданки Афин. Дети наложниц наследниками не являлись, только если не получали самостоя­тельно гражданских прав.

К наследованию имущества допускались все сыновья в рав­ных долях без различия их старшинства. Раздел наследства — жребием. Завещание — известно, но запрещалось по нему устранять кого-либо от наследства. Исклю­чение — передача наследства по завещанию боковым родственников, если у наследодателя не было прямых наследников.

Читать еще:  Документы для принятия наследства по завещанию

При отсутствии наследников мужского пола наследником считал­ся будущий внук, до появления и совершеннолетия которого дочь только хранила имущество и управляла им. Мужа ей искал опекун (ближайший агнат) или архонт. Если она заму­жем, но в бездетном браке, ее агнат имел право потребовать ее развода и жениться на ней, предварительно разведясь с собствен­ной женой. Если она была бесприданницей и сиротой, приданое ей давал архонт за свой счет при условии, что замуж он ее выдает не за ее агнатов.

При отсутствии вообще нисходящих родственников и усыновленного архонт призывал к наследству боковых родственников: 1-ая очередь — братья умершего и их нисходящие; 2-я — сестры и их нисходящие; 3-я — все другие агнаты отца; 4-я очередь — когнаты и их нисходящие. Наследования восходя­щими (пережившими родителями) – не было.

Споры о наследстве разбирал архонт — для граждан и полемарх — для метэков. Иск о праве на наследство подавался архонту в пись­менном виде. Он передавал его для оглашения в Экклесию, чтобы вызвать возможных претендентов. Если никто не предъявлял прав, архонт передавал наследство истцу. Во остальных случаях архонт учреждал суд исагогов, которые под его предсе­дательством рассматривали дело и выносили решение. Срок ис­ковой давности по делам о наследстве — 5 лет. В течение этого срока любое лицо могло потре­бовать пересмотра дела.

Наследственное право в Древней Греции

В Греции наследование осуществлялось по закону и по завещанию. При наличии сыновей (наследники по закону) дочери не наследовали. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. Наследники вступали в свои права после официального уведомления. Родные и приемные сыновья становились наследниками без особой процедуры, другие лица – по решению соответствующего компетентного органа (в Афинах – архонта). Лишение наследства было возможно в случае атимии (бесчестья, связанного с лишением политических прав), высылки за пределы страны и неволе отца. При наследовании предпочтение отдавалось прямым потомкам, сыновья получали равные доли наследства. В случае отсутствия потомков по мужской линии наследовали дочери-наследницы (эпиклерос) – это был общегреческий правовой институт, имевший целью сохранить отцовский дом. В Афинах дочери, не имевшие братьев и не выданные отцом замуж за приемных сыновей, имели законное право наследования. На руку дочери-наследницы могли претендовать ближайшие, имеющие право наследования, родственники.

Бездетный человек определял своих наследников через завещание. В Греции начало завещательного распоряжения имуществом относится предположительно к началу VI в. до н.э. Завещатель мог определять наследника всего состояния. Среди наследников могла быть и жена, при этом ее доля равнялась сумме приданого. Закон расширил рамки завещательной свободы тремя новыми положениями: завещание составляется в случае отсутствия у наследодателя законных сыновей, приемные сыновья не могут быть наследниками, завещание должно быть составлено по доброй воле. Сначала наследодатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался доверенному лицу. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять завещание. Наследниками могли быть только свободные граждане, кроме того, наследство могло быть оставлено в пользу еще не родившихся детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одновременно с оглашением завещания объявлялись свободными. Наследодатель мог изменить завещание, потребовать его обратно. Имевшим силу считалось только последнее завещание, если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущего, то оба они считались законными. По требованию наследников завещание зачитывалось доверенным лицом в присутствии свидетелей. Наследники принимали на себя обязательство захоронения и почитания покойного с оплатой его долгов. Отказ в праве наследования был возможен для дальних родственников.

Наряду с частными завещаниями в практику вошли так называемые публичные завещания, заявленные в народном собрании или перед должностными лицами, занесенные в соответствующие книги учетов.

Греческому праву была известна опека над несовершеннолетними. Опекун над детьми, как правило, ближайший родственник мужского пола, назначался в соответствии с завещанием отца. В Афинах в случае отсутствия ясно выраженной последней воли отца опекуна мог назначить архонт-эпоним. Опека продолжалась до достижения опекаемым совершеннолетия и занесения его имени в списки граждан и включала в себя воспитание, управление имуществом и полномочное представительство. Подавать жалобу о недобросовестности опекуна опекаемый имел право лишь до истечения пятилетнего срока по окончании опеки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector